Практики соучастия в музее

Проверка концепции на прочность
Смотреть все фотографии
Красноярский край, г. Норильск
июль, 2023
МВК «Музей Норильска»

В силу профессии команда PressPass много времени проводит в музеях. Сегодня это и источник знаний, и место встречи, и мощный социокультурный механизм. Очевидно, что мы уходим от старых канонов, и что значение музея в современном мире трансформируется. Нам было чрезвычайно интересно принять участие в экспертном проекте, раскрывающем новые подходы к развитию городских музеев.

Инициатором создания книги «Практики соучастия в музее» стала директор музейно-выставочного комплекса «Музей Норильска» Наталья Федянина. Одним из замыслов было формирование обновленной версии городского музея с участием горожан.

По словам редактора-составителя книги Михаила Гнедовского, «В этой области нет проторенных путей и выверенных технологий, хотя есть определенные принципы и философия, которые уже приобрели значительное влияние в музейной профессии. Тут-то и возникла идея собрать группу экспертов, чтобы, с одной стороны, протестировать ту версию соучастного проектирования, которая складывалась на площадке норильского музея, а с другой – посмотреть «срез» актуальной аналитики о состоянии и перспективах практик соучастия, используемых в российских музеях».

В рамках проекта к созданию книги были приглашены авторы успешных музейных проектов, предполагавших соучастие непрофессионалов, а также специалисты, которые были готовы выступить в роли критиков, исследователей или аналитиков такого рода проектов.

  • В числе прочего авторы и соавторы книги старались ответить на следующие вопросы:
  • Считаете ли вы, что сегодня в музеях есть практики соучастия, которые не сводятся к изучению запросов и особенностей восприятия различных сегментов аудитории и соответствующему планированию музейных продуктов и услуг? Иначе говоря, принцип соучастия – это самостоятельный подход или всего лишь изощренный, но частный случай музейного маркетинга?
  • Есть ли у вас собственный опыт музейной работы, основанной на принципах соучастия? Это может быть ваш опыт как члена команды или опыт работы, которую вы наблюдали «с близкого расстояния». Опишите его, пожалуйста, по возможности подробно.
  • Каковы были ваши исходные установки и как они эволюционировали в ходе работы? Вы убедились в необходимости подхода, основанного на соучастии, или, может быть, разочаровались в идее соучастия? К каким вы в конце концов при-шли выводам?
  • Как, на ваш взгляд, меняется роль музейного профессионала и структура музейной профессии с появлением практик соучастия?
  • Как вы думаете, возможно ли развитие практик соучастия на всех направлениях музейной деятельности или в работе музея есть такие области, где это невозможно (или нецелесообразно)? Стоит ли, например, опираться на принципы соучастия в комплектовании, хранении и изучении коллекций, в создании постоянных и временных экспозиций, в организации публичных событий, в развитии общественных связей и коммуникации? Имеет ли смысл соучастие как элемент стратегического планирования?
  • Различаются ли практики соучастия в теку-щей и проектной работе музея?
  • Кто, собственно, те люди, которые соучаствуют в работе музея, то есть, по всей видимости, работают плечом к плечу с музейными профессионалами? Являются ли они членами (или представителями) местного сообщества, каких-то иных профессиональных или социальных сообществ? Как они появляются и удерживаются «в орбите» музея?
  • Как связаны практики соучастия и волонтерское движение в музеях?
  • Считаете ли вы, что все музеи без исключения должны осваивать методологию соучастия, или есть такие музеи (или такие ситуации), в которых эта методология не актуальна?
  • В чем сходство и различия современных практик соучастия в музейной сфере и аналогичных практик в других областях, например в архитектуре и градостроительстве, документальном театре, визуальной антропологии и т. д.?
  • Приведите примеры наиболее удачных (кроме ваших собственных) практик соучастия в российских музеях. Что в этих случаях послу-жило, по-вашему, ключом к успеху?

Как отметили авторы издания, бесспорным результатом этой заочной экспертной сессии стало утверждение ценности и перспективности соучастного подхода – как для общества, так и для самих музеев.
Давайте работать вместе! Связаться