Находка дает добро

Комплексное сопровождение разработки плана социально-экономического развития города
Олег Кожемяко,

губернатор Приморского края

«Надо сделать так, чтобы Находка стала привлекательным городом. С тем, чтобы отсюда не уезжала молодежь, чтобы он видели перспективу. Чтобы город был чистый, современный, удобный и для людей старшего поколения и для молодежи»
Смотреть все фотографии
Приморский край
сентябрь, 2021 года
АО “НЗМУ”

Эта история про План комплексного развития Находки и не менее комплексный подход к его реализации. Летом 2021 года она позволила команде PressPass провести несколько недель в разгар курортного сезона на берегу Японского моря, совмещая приятное с очень приятным: интереснейший проект требовал от нас полный спектр компетенций, начиная с урбанистики и градостроительства и заканчивая digital-решениями.

В Находке реализуется один из крупнейших инвестиционных проектов на Дальнем Востоке — строительство Находкинского завода минеральных удобрений. Инвестиции в новое производство составят 385 млрд рублей. НЗМУ — большой проект, который не только даст городу новые рабочие места и создаст возможности для развития предпринимательства, но и привлечет федеральные средства в социальную инфраструктуру и городскую среду Находки.

Федеральные средства в социальную инфраструктуру выделяется в связке с реализацией инвестиционного проекта. Логика в том, что бизнес вкладывается в строительство производства, технологии, привлечение сотрудников, а государство закрывает свою часть — социальную и коммунальную инфраструктуру, дороги. Строительство НЗМУ — проект федерального масштаба, поэтому и средства на развитие Находки будут выделятся из федерального бюджета. Механизм, в рамках которого Находка получит федеральные средства, — это план комплексного долгосрочного социально-экономического развития. Находка не первый город на Дальнем Востоке, где реализуется механизм привлечения федеральных средств в связи с реализацией крупного инвестиционного проекта. В 2017 году был утвержден План долгосрочного развития города Свободного, в 2020 году – города Большого камня.

Команда PressPass получила приглашение от НЗМУ поучаствовать в подготовке Плана комплексного развития Находки. Наша работа проходила по двум направлениям. Первое – информационное сопровождение и вовлечение горожан в работу над подготовкой Плана. Второе – привлечение экспертов и разработка ряда перспективных предложений по развитию городской среды Находки.

Вовлечение

По существу, План комплексного развития — это список проектов, под которые город хочет получить федеральное финансирование. В случае Находки речь идет о более чем 60 проектах общей стоимостью более 20 млрд рублей. В первой редакции список собирается путем административного краудсорсинга — городские управления предоставляют проекты и инициативы, на реализацию которых, по их мнению, стоит потратить федеральный бюджет. Проекты суммируются в сводной таблице, первой редакции Плана комплексного развития. Это вполне легитимный подход. Многие идеи вынашиваются годами. О необходимости их реализации знают как чиновники, так и горожане. Например, самый дорогой проект Плана Находки — строительство многопрофильного стационара. Отсутствие современной больницы — боль города. Едва ли хоть кто-то в Находке возьмется спорить о необходимости реализации проекта.

Если с ключевыми проектами все понятно, то с проектами меньшего масштаба дело обстоит сложнее. Что должно войти в План: реконструкция улицы или благоустройство сквера? В какой бухте благоустраивать городской пляж? Для кого строить новый спортивный центр: для борцов или для гимнастов? Еще одна проблема заключается в том, что, как ни собирай денег, их всегда оказывается меньше, чем проектов. Что в таком случае реализовывать в первую очередь? От каких проектов можно отказаться? Наконец, План комплексного развития задает долгосрочный вектор развития города. Решение о том, каким ему быть не может приниматься без информирования и вовлечения горожан.

Таблица в Excel— плохой инструмент для коммуникации. Поэтому для презентации проектов Плана мы разработали и запустили портал Моя-Находка.РФ. На сайте у каждого проекта появилось описание, иллюстрация, привязка к карте. Мы создали инструменты для навигации между проектами, чтобы у пользователей была возможность просмотреть общегородские проекты, или наоборот сосредоточиться на тех мероприятиях, которые планируются непосредственно в их районе города. Средняя глубина просмотра сайта составила 3 минуты 40 секунд, что сопоставимо с новостными порталами. Интерфейс оказался достаточно удобным, чтобы пользователи задержались и погрузились в проект.

Мы предусмотрели несколько инструментов, чтобы дать пользователям голос, возможность поддержать или наоборот высказаться против проектов Плана. Во-первых, на странице каждого проекта появились кнопки лайка и дизлайка. В сумме за два месяца находчане проголосовали за и против проектов Плана более 35 тысяч раз. Лайки — простой инструмент, который в то же время дает представление о том, какие проекты востребованы, имеют группы поддержки, а какие не вызывают интереса горожан.

Во-вторых, на портале проходило анкетирование, где мы попросили горожан ответить на 12 простых вопросов. Ответы горожан подтвердили, что наибольшую озабоченность вызывает состояние медицинских учреждений. В то же время качество сферы торговли и услуг жители оценивают высоко. Анкетирование — еще один инструмент, который позволил уточнить, какие проекты наиболее востребованы горожанами, что именно необходимо реализовывать в первую очередь.

Наконец, у пользователей портала была возможность прислать предложение или задать вопрос через форму на сайте, поле в анкете или напрямую по электронной почте. Мы получили 143 обращения, содержащих самые разные вопросы и предложения.

В завершение кампании по вовлечению мы провели онлайн-вебинары, чтобы дать горожанам возможность напрямую задать интересующий их вопрос. В вебинарах участвовали представители администрации, районные активисты и эксперты. Вебинары проходили с привязкой к городским районам, всего было проведено 11 онлайн-встреч. На события зарегистрировались 1600 человек, участниками прямых эфиров стали более 300 находчан.

Городская среда

Для разработки предложений, которые смогли бы дополнить План комплексного развития Находки, мы пригласили петербургский офис MLA+, бранч международной компании кроме России представленной в Германии, Голландии, Китае. В фокусе работы MLA+ —архитектура, урбанистика и мастерпланирование.

Для знакомства с Находкой и ее жителями весной этого года мы вместе с MLA+ организовали серию фокус-групп, встреч с представителями малого и крупного бизнеса, активистами и экологами, молодежью и работниками учреждений культуры Находки. Подобные встречи – простой и быстрый способ, который позволяет составить первичное представление о городе, услышать то, как различные группы горожан определяют ценности и проблемы города, а главное, то, как они видят будущее Находки.

Работа над предложениями, проектами, которые смогли дополнить План комплексного развития, была организована в двух масштабах: районном и общегородском.

Для 13 городских районов были разработаны предложения по комплексному развитию их среды. На первом этапе в каждом районе были выделены точки притяжения горожан, пешеходные связи, территории, обладающие потенциалом для реализации проектов. На втором были сформированы предложения по комплексному благоустройству среды районов, включающие предложения по развитию существующих и созданию новых пешеходных связей, развитию общественных пространств. Ключевая идея подхода к формированию предложений — развитие наиболее востребованных пространств, акцент на создание качественной среды для пешеходов, внимание к идентичности каждого района.

Так, в районе МЖК мы предложили продлить существующий пешеходный бульвар на север района. Бульвар — наследие еще советской планировки, один из лучших примеров организации внутриквартальной среды в Находке. За последние годы микрорайон прирос новыми многоэтажками, которые оказались не включены в историческую планировку.

Поселок Ливадия — туристический центр Находки, куда летом приезжают отдыхающие со всего Дальнего Востока. Здесь по предложению MLA+ должна появиться обустроенная велосипедная и пешеходная дорожка, которая свяжет центр поселка и пляж. В завершение работы над «районными» проектами мы вместе с командой MLA+ и представителями администрации обошли пешком все 13 районов, чтобы встретиться с активистами и на месте проверить проекты на прочность.

В масштабе всего города нашей целью было, с одной стороны, выявление территорий, обладающих потенциалом развития в качестве городских центров, с другой, работа с идентичностью города, разработка проектов, которые бы предлагали новое качество жизни горожан и были основаны на уникальных особенностях Находки.

Озеро Солёное и связанные с ним территории находятся в самом центре Находки. На участке между берегом озера и проспектом Мира расположены ключевые объекты —торговые центры города, а на противоположной стороне проспекта — наиболее востребованные жилые микрорайоны. Соленое озеро и связанные с ним территории — большая удача Находки. Несмотря на востребованность, территория во многом не развита, большая часть береговой линии не обустроена. То есть город располагает земельными участками в самой востребованной части города, как для строительства коммерческих объектов и жилья, так и для создания общественных пространств. Вместе с командой MLA+ мы предложили комплексный подход к развитию территории. Соленое озеро для Находки — это возможность создания городского центра нового уровня. Кроме озера, были подготовлены предложения по развитию бухт и пляжей Находки.

Программа «100 км пешеходных маршрутов» — проект, связанный с идентичностью Находки. Городские районы Находки разделены сопками. В ходе комплексного анализа мы обнаружили, что по сопкам проходят пешеходные маршруты, связывающие районы города. Идея проекта в том, чтобы развить сеть маршрутов так, чтобы каждый район получил доступ к уникальной природной территории. Сопки — природные смотровые, где открывается вид на город и его бухты. Сопки могут стать местом отдыха на природе, при этом расположенными в пешеходной доступности от городских районов, своеобразным брендом Находки.

План комплексного развития — документ, который определит тренды развития Находки на десятилетия вперед. Работа над подготовкой подобного плана сложный, многосоставный процесс. Мы рады, что усилия нашей команды стали частью общей, большой работы. Портал Моя-Находка.РФ, который мы разработали, по существу, стал витриной проекта, местом, где горожане смогли в деталях познакомиться и повлиять на разработку Плана комплексного развития. Предложения и идеи, которые мы разработали совместно с офисом MLA+, получили поддержку горожан, и мы надеемся, что они также найдут отражение в будущей реализации Плана Находки.

Давайте работать вместе! Связаться