Этно-Арктика

Этнокультурный акселератор туристических продуктов в Арктике
Зельфира Махмутова,

генеральный директор Discover Yamal

«Благодаря акселератору Этно-Арктика нам удалось решить некоторые проблемы, связанные с продвижением наших продуктов, с которыми мы сталкивались несмотря на большой опыт в организации этнотуров на Ямал. Кроме того, я рекомендую внедрять такой формат обучения как обязательный “минимум" для тех, кто только начинает свой путь в арктическом туризме».
Смотреть все фотографии
Российская Арктика
2022
АНО «Арктика»

Огромный арктический мир, сотканный из искусства кочевания, шаманских песен, бабушкиных сказок, смекалки ремесленников, горячего поклонения огню и колоссальной силы духа, невероятно манит своей загадочностью. Приглашаем вас в этноэкспедиицию по Крайнему Северу, чтобы бережно прикоснуться к тайнам его мудрых коренных жителей. И пусть эти тайны невозможно разгадать, гораздо важнее их сохранить.

Открытая программа интенсивного развития этнокультурных туристических продуктов в Российской Арктике состояла из 10 экспертных и 3 менторских сессий, а также 3 выездных семинаров в Мурманск, Салехард и Норильск. Участниками стали 22 команды – туроператоры, этнографические комплексы, отели, территориально-соседские и семейно-родовые общины коренных малочисленных народов Севера. Участники представили 8 арктических регионов, от Мурманской области до Чукотского автономного округа. Организатором акселератора выступила АНО «Информационно-аналитический центр Государственной комиссии по вопросам развития Арктики» при поддержке Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики и ПАО «ГМК «Норильский никель». Реализацию проекта осуществляло коммуникационное агентство PressPass.

Для нашей команды это не первое погружение в тему. Уже не первый год мы издаем сказки малых народов, а 2021 год во многом прошел для нас под знаком проекта “Дети Арктики”, который дал возможность совершить 10 экспедиций на Север и вживую приобщиться к языку, культуре, традициям коренных народов. Уже на том этапе возник вопрос о том, в каких направлениях может развиваться этнокультурный туризм в Арктику, чтобы он был интересен гостям и полезен жителям.

В Арктике проживают 15 коренных малочисленных народов – главное богатство российского Севера. Именно коренные жители и их культура делают Российскую Арктику уникальным местом, где сохраняется многообразие самобытных и многогранных культур. Целью проекта стало устойчивое развитие этнокультурного туризма в Российской Арктике, формирование качественного, конкурентоспособного турпродукта и сохранение этнокультурной идентичности КМНС. Туризм является новым экономическим смыслом для арктических территорий и, в особенности, для коренного населения, проживающего в тундре, создавая широкое поле для инициатив предпринимателей, и новые рабочие места для местных жителей.

На протяжении нескольких месяцев 25 профессионалов туристической отрасли делились своими знаниями и опытом с участниками акселератора в очном и онлайн-формате. А во время выездных семинаров, проходящих в гибридном формате, у команд была возможность представить свои турпродукты, повысить узнаваемость бренда и заручиться поддержкой региональных профильных ведомств в дальнейшем развитии и продвижении проектов. Таким образом Этно-Арктика объединила экспертов, представителей бизнес-сообщества и некоммерческих организаций, вовлеченных в развитие этнокультурного туризма.

В ходе акселерационной программы команда PressPass совместно с туроператорами постаралась сформулировать, чем является этнокультурный туристический продукт. Для этого был проведен анализ туристических предложений участников акселератора, выявлены этнокультурные акценты в текущем туристическом предложении. Мы разработали инструментарий, полезный для проектирования и развития этнокультурного туристического продукта: чек-лист для самопроверки, который поможет определить, насколько турпродукт аутентичен и соответствует запросам современного путешественника, и бенчмаркинг российских и зарубежных практик. Исследование лучших практик этнокультурного туризма в России и за рубежом показало, что их отличительной особенностью является всестороннее участие коренных народов в разработке и реализации этнокультурных турпродуктов.

«Было особенно приятно непосредственно на себе проверить наши гипотезы. Яркое воспоминание – одежда оленеводов, тяжелая, но невероятно теплая. Как раз для тех, кто приехал на экскурсию в городской одежде».

Ксения Григорьева, руководитель проекта, PRESSPASS

Команде удалось погрузиться в культуру народов Севера, соприкоснуться с особенностями их быта и наладить взаимодействие с представителями общин КМНС. Определить, что этнокультурный туризм в Арктике в каких-то случаях является самоцелью, а в некоторых – составной частью экологического туризма. Мы также установили, что этнокультурный туризм это не только интерес к малым народам, но и широкий интерес туристов к культуре Русского Севера, в частности – к поморам.

Совместно с участниками акселератора мы расширили свой взгляд на маркетинг туристических продуктов Арктики. Путешествие в Арктику – это больше чем наблюдение за северным сиянием. Продвижение этнокультурной составляющей турпродуктов поможет диверсифицировать предложение для путешественников. Так, по окончании акселерационной программы была разработана промоброшюра «Люди Севера», раскрывающая смыслы этнокультурного туризма и транслирующая ценности коренных народов Арктики. В ней представлены проекты участников акселератора.


Финалистами акселерационной программы стали 13 команд из Мурманской области, Республики Карелия, Ямало-Ненецкого автономного округа, Красноярского края и Республики Саха (Якутия). Их проекты представляют широкую палитру возможностей для этнокультурного туризма в Российской Арктике, показывают существующие и перспективные турпродукты, которые позволят аудитории ближе познакомиться с традициями и бытом народов Арктики. Так, туристические продукты участников акселератора строятся вокруг поездок к народам ханты, ненцы, саамы, карелы, эвены. Представлены интересные предложения по погружению в культуру якутов, карелов, поморов. Ознакомиться подробнее с этнокультурными турами в Арктику можно на сайте https://ethno.arctic-russia.ru.

Давайте работать вместе! Связаться