Е́ттык, ӄани́к и нану́ӄ

Как мы сделали настольную игру к 30-летию чукотской гонки на собачьих упряжках «Надежда»
В 2021 году Чукотский автономный округ отмечает круглую дату – 30-летие гонки «Надежда». Она появилась на основе традиционных состязаний на собачьих упряжках, которые столетиями устраивали жители поселений морского побережья Чукотки. Первая гонка прошла в 1991 году и соединила две страны: Россию и США. Тогда чемпионкой стала американка Кейт Персонс. С 1993 года «Надежда» стала проходить только на Чукотке. Каждый раз это большой праздник как для участников – опытных каюров, так и для болельщиков.   
Смотреть все фотографии
Анадырь
2021
Департамент культуры, спорта и туризма ЧАО

К юбилейной дате совместно с Департаментом культуры, спорта и туризма Чукотского автономного округа мы решили сделать настольную игру о гонке «Надежда».

Нам было важно не просто показать маршруты гонки на карте Восточной Чукотки. Мы хотели познакомить взрослых и детей с населенными пунктами, через которые традиционно проходит гонка, рассказать о главных достопримечательностях сел и поселков, и самое главное – приобщить к культуре коренных жителей Чукотки (чукчей и эскимосов) через изучение их национальных языков. Но и про увлекательность игры не нужно было забывать!

Признаемся честно, соединить все перечисленные аспекты в одной игре было серьезной задачей. На самом первом этапе мы были уверены, что нам нужна красочная карта Восточной Чукотки, на которой будут не только нарисованы маршруты гонки по берегам двух океанов: Тихого и Северного Ледовитого, но и «разбросаны» основные достопримечательности Чукотского полуострова. С выбором знаковых объектов сложностей, конечно, не возникло. Ведь в нашей линейке путеводителей одним из первых появился путеводитель по Чукотскому автономному округу, и мы хорошо знакомы с этим регионом. Большую поддержку в этом вопросе (впрочем, как и в других, возникающих по мере разработки игры) нам оказали сотрудники областного Департамента культуры, спорта и туризма Чукотского АО и Музейного центра «Наследие Чукотки». Отрисовкой карты и достопримечательностей, а также отдельных картинок для упаковочной коробки и брошюр занялись наши коллеги: художники Аскольд Акишин и Миша Заславский, с которыми мы ранее выпустили две настольные игры «Моя стихия – Берингия» и «Аляска – Сибирь. Секретный аэродром».

Параллельно с созданием карты мы начали продумывать механику игры: нам нужно было совместить классическую игру-бродилку с кубиком и стратегии с различными заданиями. И тогда мы решили сделать сразу два игровых поля: одно – на самой карте в виде двух маршрутов гонки, а второе – по периметру карты в виде игровых заданий. Длину хода каждого игрока на карте Чукотского полуострова должны были определять ситуации, которые расположены по периметру. Мы сразу придумали фишки, состоящие из двух частей: из круга с вырезанным контуром собачки и самой собачки, которая вынимается из этого круга. Начало было положено!

Чтобы сделать игру, нам понадобился почти месяц. Во время наших многочисленных прогонов мы все время что-нибудь добавляли, дорабатывали, убирали, добавляли новое, снова дорабатывали, снова убирали, и снова предлагали свежие идеи, как еще улучшить игру «Надежда». Так, постепенно в игровые задания периметра, помимо обычных, добавились задания-стратегии («пропусти ход или брось кубик и испытай удачу»), секции для карточек «Воля шамана» (самые неожиданные задания могли в корне изменить ход игры для одного или всех участников), секции с ускорением для той или иной упряжки. Но главными элементами игры стали колоды карточек «Болельщики» и «Вопросы». У нас возникла идея, что у каждого игрока должны быть свои болельщики на маршруте, которые будут активно поддерживать его и прибавлять ему ходов по трассе, но, если он попадает на населенный пункт другого игрока, то, чтобы остаться «в гостях», ему нужно будет отвечать на вопрос. И тут в игру вступают карточки «Вопросы».

Как познакомить детей с чукотским и эскимосским языком, и не просто познакомить, а научить их самым простым словам: «Здравствуйте», «Спасибо», «Пожалуйста», «До свидания»? Для простоты изучения этих и других слов мы придумали карточки «Вопросы», на каждой из которых написали одно предложение на русском языке с включенными в него словами на чукотском и эскимосском. Игрок, которому задают вопрос, сам выбирает, на каком языке ему загадать слово. Ответил правильно – остаешься на месте, не угадал – возвращаешься туда, откуда пришел. С выбором слов, их написанием, простановкой ударения нам помогли наши коллеги из Чукотского многопрофильного колледжа и службы информации радиоканала «Радио «Пурга».

Когда игра была на финальной стадии разработки, мы представили ее нашим маленьким экспертам. Дети от 6 до 8 лет настолько увлеклись игрой, что сразу же стали предлагать свои идеи по ее улучшению: сделать попроще некоторые формулировки, разнообразить задания в карточках «Воля шамана», подправить предложения в карточках «Вопросы». И, конечно, мы не могли не послушать наших маленьких коллег, ведь именно для детей такого же возраста мы и создавали игру «Гонка на собачьих упряжках «Надежда».

… И вот игра готова! Первый тираж мы, конечно, сразу же отправили на Чукотку как раз в тот момент, когда там проходила гонка «Надежда-2021». Игра стала частью комплекта подарков для всех участников гонки. Основной тираж, а это 1000 экземпляров, разойдется по общеобразовательным учреждениям Чукотского автономного округа. Но, конечно, все желающие смогут приобрести игру в нашем магазине. Теперь каждый может почувствовать себя чукотским каюром!
Давайте работать вместе! Связаться