Аляска - Сибирь. Секретный аэродром

Настольная игра-стратегия о подвиге советских военных летчиков
Игра опирается на реальные исторические факты. Во время разработки мы консультировались с детскими психологами, историками, представителями современной авиации. Специально приглашенный эксперт помогал нам восстановить реалии военных времен. Он по крохам собрал информацию об «Алсибе» – ее до сих пор не много.
Смотреть все фотографии
Чукотка
2020
Музейный центр «Наследие Чукотки"

В 2020 году исполнилось 75 лет Победы в Великой Отечественной войне. К юбилейной дате в сотрудничестве с Музейным центром «Наследие Чукотки» мы задумали настольную детскую игру, которая бы рассказала ребятам о тех героических днях. Но о войне уже так много сказано, а хотелось осветить малоизвестные факты. Тогда-то и возникла идея посвятить новую настолку легендарной секретной воздушной трассе Аляска – Сибирь. Данные об этой трассе не разглашались вплоть до 90-х годов. Да и сегодня мало кто знает об этой удивительной странице истории нашей страны.

Оказывается в 1942-45 годах Штаты предоставляли СССР самолеты, военную технику и продукты по договору ленд-лиза. Было три основных маршрута: союзные караваны шли через Баренцево море, через Среднюю Азию и через Дальний Восток. Аляска – Сибирь – это воздушная трасса, связавшая СССР с США через Аляску и Чукотку. Американские летчики перегоняли самолеты через территорию США, а в Фэрбанксе, уже вступали в дело советские военные пилоты. Трасса проходила через самые глухие места и оканчивалась в Красноярске.

Опыт создания военной стратегической «настолки» был для нас первым и крайне увлекательным. Участники рабочей группы спорили, приводили аргументы и несколько раз меняли механику игры. «Не интересно делать очередную «бродилку», – говорили одни. «Пускай не кубик будет определять ход», – предлагали другие. «В настолках обычно игроки соревнуются друг с другом. Но летчики должны быть заодно, ведь они выполняют общую стратегическую задачу, – заметил Леонид Агафонов, управляющий директор EastRussia, и предложил, – пусть в нашей игре участники сражаются с непогодой».

В итоге механика получилась не похожей ни на одну из существующих игр. Стратегия  игры состоит в выборе очередности перегоняемых самолетов из своей группы. Так, транспортный «Дуглас» может перелететь все игровое поле за раз, но у него есть полетное задание – надо доставить груз в конкретные населенные пункты. А крошечный истребитель «Аэрокобра» летит совсем недалеко и сильно зависим от метеоусловий. Чтобы сделать ход, игрок сверяется со сводкой погоды (она меняется каждый круг) и смотрит, есть ли свободные посадочные места на ближайших аэродромах. Успех посадки определяет кубик – иногда неплохо рискнуть и приземлиться в буран. «А кстати, знаете, как называется у летчиков погода, когда на небе ни одного облачка? Миллион на миллион!» – подмигивает нам гендир, страстный поклонник авиации, и утверждает настолку.

Игра опирается на реальные исторические факты. Во время разработки мы консультировались с детскими психологами, историками, представителями современной авиации. Специально приглашенный эксперт помогал нам восстановить реалии военных времен. Он по крохам собрал информацию об «Алсибе» – ее до сих пор не много. Так в наборе появилась историческая брошюра с кратким описанием того времени, с портретами летчиков-героев, с рассказами об их подвигах, о трагических и забавных случаях. На карте и на коробке, в числе рисованных персонажей игры, есть и герой с Чукотки. Его прототипом стал военный летчик Тимофей Елков, кавалер ордена Красного Знамени, один из первых уэленских комсомольских активистов, считается первым летчиком чукотского происхождения. Тимофей погиб в воздушном бою на Карельском перешейке в июне 1944 года. В его честь установлен памятник в поселке Угольные Копи.

Рисовал игру художник Аскольд Акишин, а раскрашивал и готовил рабочий макет поля Миша Заславский. С этой дружной командой художников мы уже сотрудничали ранее, когда выпускали настольную игру “Берингия” о камчатской гонке на собачьих упряжках.

Но основные коррективы в игру внес не историк, а мальчишки-шестилетки. На них мы «опробовали» «Алсиб» – интересно ли? «А где тайные послания? Где шифрованные радиограммы?» – вскричали пацаны. Пришлось «устанавливать» на наших аэродромах радиовышки и внедрять в игру радиограммы со срочными приказами и засекреченными заданиями. От этого процесс стал интереснее, а финал – непредсказуемее.

Игровое поле мы сделали в виде географической карты от Аляски до Красноярска (кстати, за время игры география здорово запоминается), изготовили симпатичные пластиковые фишки-самолетики и отправили настолку в мир. И первыми покупателями неожиданно для нас стали настоящие авиаторы: летчики, авиаконструкторы. «Орел в гнезде», – сообщает о прибытии курьера с игрой внучка военного летчика, летавшего в войну на Дугласе. А потом увлеченно рассказывает, как вся семья играет в самолетики «Алсиба».

Кстати, в итоге игра получила две версии. Одна – в коробке – вышла массовым тиражом и будет доступна для покупателей по всей стране. Вторая версия была изготовлена в стильных авиационных планшетах, которые воспроизвел для нас из ткани и кожзама наш партнер Никита Петров и его компания Hardypenguin. Эта версия – подарочная – полностью уехала на Чукотку. Нам осталось только два экземпляра, один из которых мы торжественно разыграли между подписчиками инстаграм-аккаунта @magic_kamchatka.
Давайте работать вместе! Связаться